среда, 6 февраля 2013 г.

курсовая работа основатель экспериментальнойпсихологии вундт

            25           Глава 9. Представление 245 9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы Мы с вами познакомились с таким психическим процессом, как представле]ние. Однако следует обратить внимание на то, что необходимо отличать представ]ления от первичных образов памяти и персеверирующих образов. Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосред]ственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой про]межуток времени, измеряемый секундами. Давайте проделаем один эксперимент. В течение одной-двух секунд смотрите на какой-нибудь предмет авторучку, на]стольную лампу, картину и т. д. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно ярче представить себе этот предмет. Вы сразу получите сравнительно яркий и живой образ, который начнет достаточно быстро затухать и скоро совсем исчез]нет. Первичные образы памяти имеют определенные схожие характеристики с по]следовательными образами: 1) они следуют сразу за восприятием объекта; 2) их продолжительность очень невелика; 3) их яркость, живость и наглядность гораз]до больше, чем у наглядных представлений; 4) они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения. С другой стороны, они имеют отличающие их от последовательных образов черты, которые сближают их с подлинными представлениями. Сюда следует от]нести следующие черты: 1) первичные образы памяти зависят от направленности внимания на соответствующий объект во время восприятия, чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет первичный образ памяти, тогда как после]довательный образ не зависит от направленности внимания во время восприятия; 2) чтобы получить яркий последовательный образ, надо сравнительно долго (15-20 с) смотреть на соответствующий объект, наиболее же яркие первичные образы памяти получаются после непродолжительного (одна-две секунды) времени вос]приятия. Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприя]тия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в созна]нии всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы. Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как вы услышали какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание. Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроиз]вольностью, как бы навязчивостью, и тем, что они представляют собой почти про]стую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделе]ны от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями. ^ 246 Часть II. Психические процессы Контрольные вопросы 1. Дайте определение представлению как познавательному психическому про]цессу. 2. Раскройте содержание основных характеристик представлений. 3. Какова роль представлений в регуляции поведения человека? 4. Какие вы знаете классификации представлений? Охарактеризуйте основные виды представлений. 5. В чем проявляются индивидуальные особенности представления? 6. В чем сходство и различия между первичными образами памяти и персевери-рующими образами? Рекомендуемая литература 1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. 3. Лиидсей П., НорманД. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974. 4. Леонтьев А. II. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. Глава 10. Память Краткое содержание Определение и общая характеристика памяти. Память как психический процесс. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. История исследо]вания процессов памяти. Понятие об ассоциациях. Труды Аристотеля. Ассоциативная психоло]гия Д. Юма, У. Джемса, Г. Спенсера. Проблема ассоциаций в трудах И. М. Сеченова и И. П. Пав]лова. Экспериментальные исследования закономерностей проявления ассоциаций. Г. Эббинга-уз: значимость событий для ассоциаций, «эффект края», закон забывания. Проблема памяти в гештальтпсихологии. Квазипотребность. Проблемы памяти в исследованиях представителей бихевиоризма и психоанализа. Смысловая теория А. Бине и К. Бюлера. Проблема формирова]ние высших форм памяти в исследованиях П. Жане и Л. С. Выготского. Физиологические осно]вы памяти. Основные виды памяти. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психиче]ской активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохра]нения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-ло-гическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память. ^ Основные процессы и механизмы памяти. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемпческой деятельности. Осмысленное и механиче]ское запоминание. Метод повторения. Целостный, частичный и комбинационный способы запо]минания. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Связь процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волен. Основные формы забывания. «Уровни памяти». Закон забывания Эббин-гауза. Способы замедления процессов забывания. Явление реминисценции. Ошибочное узнавание как форма забывания. Исследования явления ретроактивного торможения в работах А. А. Смир]нова. Понятие о ретроградной амнезии. ^ Индивидуальные особенности памяти и ее развитие. Различия в продуктивности заучива]ния. Исследования феноменальной памяти, проведе

11.19 Mb.Название страница25/66Дата конвертации30.10.2012Размер11.19 Mb.Тип источник

Глава 9. Представление 245 - А. Г. Маклаков общая психология

Комментариев нет:

Отправить комментарий